Деконструктивные методы институциональной критики
22.11.2020Джон Найт (род. 1945) также развивал деконструктивные методы институциональной критики, фокусируясь не только на безудержной товаризации искусства, но и на его буквальной инкорпорации в большой бизнес в качестве его полноправной отрасли. Для этого он взял за образец формы дизайна и демонстрации, заполонившие рекламу и архитектуру эпохи правления Рейгана и Тэтчер, отмеченной слиянием корпораций и стремительным ростом культурного рынка. Для международной выставки «Документа 7» в Касселе ( 1982) Найт сделал восемь логотипов в виде своих инициалов, набранных курсивом гарнитуры «Гельветика» (по его мнению, «наиболее общепринятым корпоративным шрифтом»), вырезанных из дерева и обклеенных цветными репродукциями туристических реклам (среди которых затесалась реклама Калифорнийского банка). Тем самым он указал на историческое усвоение модернистских форм абстракции, рельефа и коллажа «послевоенной корпоративной культурой в целях распространения своей идеологии и продуктов» (по выражению Бенджамина Бухло). Кроме того, будучи размещены на двух больших лестницах в центральном зале выставки, логотипы демонстрировали смысловое колебание между произведением искусства и торговой маркой, между личной, индивидуальной подписью и публичным, анонимным знаком.
Нужна помощь в получении кредита с плохой кредитной историей? Е-КЕШ сможет решить проблему в кратчайший срок.
В некотором смысле скульптурная инкорпорация Найтом своих инициалов явилась риторическим жестом, указавшим на две мишени, в которые целились в этот момент критически настроенные художники: корпоративное господство арт-институтов (вкупе с финансовыми манипуляциями коллекционеров вроде Чарльза Саатчи в Англии, главным бизнесом которого как раз и была реклама) и искусственное возрождение экспрессионистской живописи. Оба эти явления Найт освещает в серии «Зеркало», намекающей на то, что кажущаяся субъективность живописи служит ничтожной компенсацией (и надежным прикрытием) фактического всевластия корпораций.
С точки зрения Бенджамина Бухло, на сей раз Найт придал псевдологотипам различные геометрические формы и вставил в них зеркала, чтобы «напомнить нам о верховной корпоративной реальности, которая контролирует и предопределяет все, что бы ни отражалось у нас в глубине души. Таким же образом привычно-домашняя банальность зеркал недвусмысленно говорит о том, что эстетический отказ от публичной общественной функции не оставляет человеку иного места, кроме заключенного в раму приватного отражения».