Завершение музейного проекта Бротарса
19.09.2020Завершением музейного проекта Бротарса стала его презентация в 1972 году в Кунстхалле Дюссельдорфа. Бротарс организовал выставку нескольких сотен объектов, объединенных общим иконографическим маркером — изображением орла — и представленных в качестве «секции фигур» его «музея» под названием «Орел от олигоцена до наших дней». Многие из этих объектов, заимствованные на время из собраний европейских музеев, обладали исторической и художественной ценностью (среди них были ассирийские скульптуры и римские фибулы); другие же были совершенно банальны (почтовые марки, товарные этикетки, пробки от шампанского). Под видом обозрения этой универсальной иконы власти и господства в разных — как западных, так и прочих — культурах Бротарс выступил с подрывом самой идеи связности, с которой такое господство сопряжено. Его безумная пародия на музейную коллекцию представляет собой гетеротопию — этот термин предложил французский философ Мишель Фуко в предисловии к своей книге «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» ( 1966) для лишенной всякой логики системы классификации, какую описывает Хорхе Луис Борхес в рассказе о «китайской энциклопедии».
Хотите получить кредит в банке, а вы не трудоустроены официально? В таком случае стоит купить справку с места работы для оформления необходимых документов.
Но в тоже время абсурдистскую таксономию Бротарса можно связать и с кругом его собственных идей. Выбор в качестве сим- волаорла намекает, наряду с прочими подтекстами, на противоречивое отношение художника к послевоенной немецкой культуре, проявившееся в его текстах и устных выступлениях и подчеркнутое проведением выставки в Дюссельдорфе.
С другой стороны, предложенная Бротарсом иконография, охватывающая всевозможные медиа и жанры, как высокие, так и низкие, включая картины с изображениями орлов, заказанные специально для выставки ныне живущим художникам (в частности, Герхарду Рихтеру), прочитывается в контексте комплексного диалога с доминировавшей в искусстве конца шестидесятых — начала семидесятых годов тенденцией, состоявшей в отчуждении сферы визуального.