Станковые виды искусства
04.09.2019Выделяя станковые виды искусства в отдельную главу, мы допускаем некоторую условность. Конечно же, все они прочно связаны с другими видами социалистического, революционного, демократического искусства. Но вместе с тем им свойственны и своя общность и свое своеобразие. В отличие от публицистической графики, агитационно-массового и монументального искусства, весь строй и вся жизнедеятельность которых во многом определяются их функциональным, служебным назначением, станковые виды творчества ведут вольный, так сказать, общехудожественный образ жизни. Художник здесь более свободен в выборе идеи и формы и в большей мере характер его произведения зависит от личных позиций автора. Тем не менее можно отметить, что в буржуазных условиях социалистические художественные движения сосредоточиваются главным образом на социальной, политической проблематике.
В социалистических условиях эта проблематика также становится ведущей, но здесь она представляет собой один из разделов искусства, которое в полном составе своих видов, жанров, течений существует как явление социалистической культуры или развивается на какой-либо иной идейной базе. Таким образом в разных условиях различное выражение получают общие принципы социалистического искусства, в числе которых можно сразу же назвать: утверждение нового демократического героя и понимание событий жизни как проявления социальных сил. При этом каждая национальная школа или группа школ избирает свой аспект трактовки общих тем.
Ищете безопасный и проверенный сайт для покупок? Рабочее зеркало гидра то, что вам нужно.
Прежде всего искусство обращается к великим потрясениям, пережитым и переживаемым человечеством, - к свершениям революции и трагедиям мировой войны. Своим восторженным и возбужденным разумом, смятенными и радостными чувствами оно открывает в этих потрясениях действия грандиозных сверхличных сил истории, преломившихся в судьбах стран и народов, миллионов человеческих индивидуумов. То есть обращается к явлениям, для постижения которых искусство на первых порах не обладает еще развитым опытом художественного познания, а для прямого и предметного выражения - адек- ватными изобразительными мотивами. Аллегория и символ, почерпнутые из арсенала прошлых времен или созданные наново, служат в этом случае самым удобным средством художественного решения темы. Важно, однако, что их содержание составляют не отлетающие в сторону от жизни видения и грезы, а острое личное переживание реальных сверхличных по силе и природе великих событий. Именно это переживание дает искусству поэтический ключ построения образа, задает ему тон своего рода поэтического эпоса (опыт прозаического эпоса, заглубленного в закономерности и факты, будет выработан несколько позже). Не случайно и в литературе Октябрьская революция воплотилась прежде всего в поэтическом творчестве А. А. Блока и В. В. Маяковского.