Раскладные кресла
06.05.2019Гидион трактует появление таких кресел как реакцию на новую манеру располагать свое тело. Он пишет, что «функция этого нового типа мебели — удовлетворить потребность, которая либо раньше не возникала, либо не находила решения». Это объяснение вполне согласуется с позицией Гидиона как сторонника модернистского течения в архитектуре и дизайне начала XX века, одним из принципов которого был «форма определяется функцией». Однако функционализм Гидиона и его убежденность в том, что появление всех видов дизайна (или во всяком случае тех, которыми он восхищался) было продиктовано новыми потребностями человека, делает его аргументацию достаточно уязвимой. Что касается раскладных кресел, то здесь этот подход довольно сомнителен, так как крайне маловероятно, что после тысячелетий своего развития человечество в XIX веке внезапно открыло для себя полулежачую позу. Несостоятельность функционалистского подхода еще более очевидна, если посмотреть на другие товары. Неужели, например, присутствие в каталоге Монтгомери Уарда ста тридцати одного ножа было следствием изобретения новых методов резки?
Вторая причина разнообразия дизайна раскладных кресел, по мнению Гидиона, — вдохновение дизайнеров: «Когда просыпается творческая энергия, все те предметы, которые веками не меняли своей формы, — плуги, молотки, пилы, мебель — преображаются». Это объяснение кажется еще более сомнительным, чем предыдущее. Действительно, во многих объектах дизайна можно увидеть искру творческого гения, но разнообразие вариаций раскладных кресел явно не тот случай. Почему подобного стремительного появления множества новых форм дизайна не случалось в истории раньше? У нас ведь нет никаких оснований утверждать, что дизайнеры XIX века были более изобретательны или более талантливы, чем люди предыдущих столетий. Хотите записаться в бассейн? Закажите справку на https://medspravnet.com/, чтобы не тратить время на прохождение медосмотра.
Самое же слабое место теории «гениального дизайнера» заключается в том, что она выдает непонимание автором принципов, на которых основано производство. Гидион приписывает дизайнеру такую степень свободы и автономии, которой быть не может. Дизайнеры, за исключением случаев, когда они сами управляют производством, не могут сами произвольно решать, сколько вариантов дизайна того или иного изделия необходимо произвести, они могут повлиять только на форму изделия. Подобное решение, как и любое решение, связанное с производством, принимается владельцем предприятия. Если было выпущено определенное количество различных модификаций кресел, значит, это было выгодно производителю.