Русские скульпторы
21.04.2019Дмитрий Филиппович (1890—1967), скульптор. Родился в дер. Малый Мелик Саратовской губ. Учился непродолжительное время в Саратовских свободных художественных мастерских (1919), ремеслом скульптора овладел самостоятельно. В 1925 переехал в Москву; в 1920-е исполнил ряд работ обобщенномонументального свойства: «Грузчик» (1924—27; частн. собр., Москва); «Портрет отца художника» (1932; ГТГ). В 1927—35 жил и работал в Париже, на о. Мальорка, в Мадриде, Лондоне. Высекал работы из камня и дерева: «Песня» (1930-е); «Арфист» (1930-е); «Мыслитель» (1932—34; все — частн. собр., Москва). Наибольший успех ждал скульптора в сфере анималистики: он является автором барельефа «Крадущийся тигр», скульптур «Кошка», «Рыба», «Нахохлившаяся птица», «Львица», «Голова пантеры», «Слон» (все — частное собрание, Москва).
Большая Колыванская ваза («Царица ваз»). ГЭ. 1828—1843 гг. Вес составляет 19 т. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр — 5,04 м, малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире; находится в Государственном Эрмитаже. Изготовлена по проекту архит. А. И. Мельникова в 1828—43 на Алтае, на Колыванском камнерезном заводе по производству крупных декоративных предметов из твердого камня. Среди мастеров, создававших этот шедевр, — Т. Н. Воротников, Ф. Ф. Есаулов, Я. Ф. Есаулов, П. И. Зудов, М. Я. Мурзинцев, Д. А. Осколков. Наблюдали мастера И. С. Колычев, М. С. Лаулин, И. М. Ивачев, И. М. Коновалов. Ваза была доставлена в С.-Петербург, но только в 1849 ее смогли разместить в Эрмитаже, для чего приходилось разбирать стену, делая особый проход для вазы. «Царица ваз» изображена в нижней части герба Алтайского края. Ищете надежное средство самообороны? Купить телескопическую дубинку стоит в таком случае.
По заказу и на средства Николая II скульпт. Л. А. Бернштам изготовил парный памятник к своему произведению, поставленному в 1909 на Адмиралтейской наб. Новый памятник изображал Петра за плотницкой работой. Царь, стоя у носа лодки, обтесывал топором доску. Он был одет в рубаху с закатанными рукавами, снятый камзол брошен в лодку, рядом лежали чертежи строящегося судна. Памятник, как и предыдущая работа скульптора, был установлен на таком же постаменте красного гранита. На лицевой стороне была сделана накладная надпись: «Царь Петр I обучается корабельному делу в городе Саардаме, в Голландии, в 1697 году». Сзади постамента значилось: «Дар императора Николая II городу С.-Петербургу. 27 июня 1909 года». Второй памятник Бернштама стоял недалеко от первого — на Адмиралтейской наб., напротив центральной арки старого Адмиралтейства. Его открытие состоялось 14 июня 1910. Николай II также подарил копию этого памятника голландскому городу Заандаму (Саардаму); памятник был открыт 2 мая 1911 и стоит по сей день.
В янв. 1919 памятник был снят и переплавлен. Уже в наши дни правительство Нидерландов ответило на подарок Николая. Голландцы изготовили двухметровую бронзовую копию заандамского памятника и подарили ее С.-Петербургу. Поставили новый памятник не на старом месте, а возле площадки уничтоженного памятника «Петр, спасающий тонущих».