Дифференциация в дизайне
17.04.2019В каталоге американской компании почтовой доставки «Монтгомери Уард» на www.casino-columbus.su представлен сто тридцать один тип карманного ножа. Ножи сгруппированы в четыре категории: дамские, мужские, детские и охотничьи. Изделия разных групп, конечно, различаются, но внутри группы варьируют ся незначительно. Для каталогов универсальных магазинов, производителей или контор почтовой рассылки XIX века такое чарующее разнообразие было явлением нормальным. Это касалось практически всего: и авторучек, и швейных машин, и стульев.
Подобное изобилие сохранилось (хотя и в меньшей степени) вплоть до нынешних времен и часто служит красной тряпкой для моралистов от дизайна, утверждающих, что это не что иное, как перегруженность дизайном, пустая растрата труда, коль скоро не приносит никакой пользы и не улучшает жизнь людей. И хотя десяток ножей из коллекции Монтгомери Уар- да могли бы удовлетворить покупателей так же, как и все сто тридцать один, компанию не стоит обвинять в чрезмерном увлечении дизайном — такова была повсеместная практика. Диверсификация дизайна не только по типам использования и категориям покупателей и широкий выбор внутри каждой из категорий — настолько характерная особенность промышленности XIX века, что ее не спишешь на самодурство и безответственность.
Несмотря на то что предприятия, применявшие ручной труд, который еще широко использовался в промышленности XIX века, занялись производством товаров самого разнообразного дизайна, стандартизация также не была для них проблемой, и ничего в производственной системе не мешало производителям делать разнообразные товары. Делалось так, очевидно, потому, что этого хотели и производители, и покупатели. В этом разнообразии была система, дизайн распадался на несколько категорий в соответствии с представлениями дизайнеров о структуре общества и различиях в нем. Разница в дизайне товаров, таким образом, становилась своего рода воплощением того, что мы сейчас называем социальными различиями. И если в умах обывателей представления об этих различиях имели весьма расплывчатый и противоречивый характер, дизайн отражал эти различия четко и ясно.