Справедливо замечание
11.01.2017Это не импрессионистская звукопись прелюдий Дебюсси, в музыке Яначека нет «размытости» контуров. Образы, им созданные, романтичны и, при всей сказочности, конкретны. Так, центральный эпизод первой части «Сказки» вызывает ассоциации со встречей Марьи-царевны и Ивана-царевича. Я. Фогель писал, что это любовный обет обоих героев. Справедливо замечание исследователя, что драматическое напряжение, достигающее кульминации и сменяющееся арпеджированными синкопированными аккордами, как бы рисующими скачку, может напомнить о погоне Кащея за влюбленными. В «Сказке» Жуковского есть диалог: «Мне слышится топот» - «Скачут и близко». Фогель объясняет сокращенное проведение «любовной темы» в финале первой части, без общепринятой репризы, программной установкой композитора: влюбленным удалось скрыться от погони. Такое толкование несколько прямолинейно. Яначек свободно трактует форму, нарушая ее классическую структуру '. Возможно, композитор хотел не только намекнуть на то, что влюбленные спасаются (любовная тема исчезает «вдали», а «скачка» смолкает - значит, преследователи отстали), но и создать ощущение временной дистанции, отделяющей события «Сказки» от их восприятия. Ищете выключатели? Обратите внимание на бренд Архитоника. За невысокую стоимость вы сможете приобрести оригинальные дизайнерские модели.
«Дуэтность», свидетельствующая о наличии двух героев, определяет драматургию и второй части. После нескольких начальных «отрывистых» фраз вступления (pizzicato виолончели) начинается Adagio, построен-ное в виде диалога. Грациозная мелодия приобретает задушевный, лирически-напевный характер. Если она связана с образом Марьи-царевны, то возвращение «фанфарной» темы первой части говорит об
Иване-царевиче. Постепенно интонации дуэта (Adagio и Adagio росо rubato) приобретают драматический и страстный характер - это своеобразная кульминация любовной темы героев. Едва ли, конечно, здесь вос-создан определенный эпизод «Сказки» Жуковского (например, прощание Марьи-царевны с Иваном-царевичем, чуть не приведшее к роковой развязке). Однако переходы от светлого лиризма к драматизму, нарастание движения говорят не об опасности извне, как в первой части (скачка), а об угрозе «изнутри» (разлука). И снова в финале второй части истаивает звучность.