Тут
28.11.2016Только что убила человека - а какая благостность, ибо для Матрены все ее преступления - действия матери во имя великой любви к сыну. Народ уходит потрясенный с этой, казалось бы, внешне бездейственной пьесы, потому что люди уносят с собой сумму новых открытий, новое исследование жизни. Тут - та же внутренняя напряженность мысли в каждом слове, и метаться по сцене, читая Шекспира, совсем не обязательно.
Когда-то защитники метода физических действий ссылались на Станиславского: будто бы Станиславский однажды сказал, что если актер овладеет методом физических действий, то он сможет подготовить роль Гамлета в одну неделю. Мало ли, что великие люди могут иногда сказать в запальчивости! Никаких особых физических действий в «Гамлете» нет, там есть мысль и ничего больше. Но чтобы можно было овладеть всеми мыслями Гамлета за одну неделю,- очень в этом сомневаюсь!
Давайте сейчас вместе проведем репетицию показанных вами сцен, за исключением сцены с Офелией. О ней - разговор особый. Сережа, начни монолог Гамлета, еще раз, читай и действуй так, как тебе подсказывает твой разум, твое понимание образа Гамлета.
- Сергей Аполлинарьевич, - сказал Никоненко.- Я еще не до конца понимаю Гамлета: вчитываюсь, стараюсь понять, но я не успеваю переработать мысль, слова меня подгоняют, а я чувствую, что я мысль до конца не понял.
- Это естественно, сразу и не поймешь,- сказал Сергей Аполлинарьевич. В такой сложный философский образ сразу не проникнешь. Давай сейчас вместе попытаемся проникнуть в суть монолога Гамлета.
Проникать в суть - это и есть задача актера. Не трусь, читай монолог! Никоненко подошел совсем близко к зрителям, взглянул на них, опустил голову и медленно стал читать монолог.
- Стой, Сережа, стой,- сказал Сергей Аполлинарьевич.- Пойми свою задачу как совершенно конкретную, не впадай в медленный транс абстракции. Вот жил на свете твой принц Гамлет, умный, честный, размышляющий человек. Вдруг в его жизни случилось потрясающее событие: подлое, бессовестное убийство отца.