Вся сложность природы творчества Толстого

19.11.2016

Конечно, первый упрек - режиссуре. Хачатуров, скажи, как ты понимаешь идею «Анны Карениной»? Во имя чего Толстой писал роман?

- Во имя христианского идеала,- ответил Хачатуров.

- Верно,- согласился Сергей Аполлинарьевич.- Вы помните эпиграф романа: «Мне отмщение и аз воздам». Это христианский идеал в чистом виде.

Вся сложность природы творчества Толстого заключалась в том, что, будучи, по определению В. И. Ленина, зеркалом русской революции, Толстой при этом был строптивым догматиком. Толстой, с одной стороны, был истинным отцом народа и на протяжении полувека как настоящий властитель дум говорил с народом о важнейших проблемах своего времени. Роман ставит бесчисленное множество вопросов: отношения барина и мужика, выраженные в линии Левина, приход к богу через веру, естественность семьи, падение женщины в глазах общества и множество других. «Анна Каренина»- произведение, впитавшее в себя не только драму сердец, но и драму общественного положения того времени, историю эпохи. У Толстого было страстное стремление к справедливости, и именно это стремление приближало его к революции, в основе которой лежит тоже стремление к справедливости. Хотите, чтобы ваш дом выгодно выделялся среди других? Закажите резные наличники из дерева.

С другой стороны, в основе стремлений Толстого лежал ограниченный христианский идеал. Возьмите Анну. Кто-то из критиков очень хорошо сказал о «Мадам Бовари» Флобера, что, как ни старался Флобер разоблачить свою маленькую мещанку, он безумно в нее влюблен. То же самое можно сказать об отношении Толстого к Анне. Он влюблен в нее, но она пала, с его точки зрения, не только в глазах общества, что было бы полбеды, но и в глазах почитателей христианской морали, и за это должна быть наказана, о чем и говорит эпиграф. Инстинктивная диалектика, которую сразу различил в Толстом Ленин, позволила Толстому сделать верный вывод: общество может иметь сколько угодно изъянов, но оно, выработав мораль, равняется на нее. Это верно. Но Толстой тут же в угоду догме делает вывод, с которым мы не можем согласиться: общество, выработавшее христианскую мораль,- тиран своей морали, и люди, не подчиняющиеся ей, должны погибнуть. Толстой дает вывод романа не как отражение объективного положения вещей, а как указующий перст: так должно быть, не иначе. И вот Толстой, человек насквозь инстинктивного материализма, дает сны Анны: провидение, фатум, рок - порок должен быть наказан. Благородное стремление Толстого учить людей добру и честности, закованное в цепи христианского идеала, выливалось в догму.







 

Rambler's Top100

return_links(); ?>