Этюд Байтенова «Запретная зона»

13.11.2016

Недавно мы видели на площадке этюд Байтенова «Запретная зона». Он был очень хорошо решен в отношении изобразительном: вышка концлагеря, колючая проволока, лицо фашиста на вышке, срезанное занавесом, сапоги и автомат - все это эстетически точно передавало обстановку лагеря. Для режиссера правильное представление о переходе литературных образов в зрительные - очень важно. У нас зачастую режиссеры считают, что изобразительное решение фильма - это дело оператора и художника. Но это совершенно неверно. «Я в операторские дела не вхожу», - говорит такой режиссер. А в какие дела ты тогда входишь, если кинематограф наполовину состоит из искусства оператора? Кинематограф теснейшим образом связан с живописью, и роль оператора и художника в успехе наших картин чрезвычайно велика. Сейчас же некоторые режиссеры недооценивают изобразительную культуру фильма. Когда-то в немом кинематографе об этом не могло быть и речи: почти все режиссеры старшего поколения занимались профессиональной живописью, и для них кино было прежде всего ожившей живописью, к которой потом прибавился звук. Если тогда и недооценивали, то актера, а не изобразительную сторону фильма. Затем кинематограф, став звуковым, вновь поначалу обратился к театру, и операторы и художники, подчиняясь диктату режиссуры, превратились из самостоятельных художников в технических помощников. А между тем настоящий успех приходил к режиссерам и в прошлом только тогда, когда они работали с операторами в теснейшем творческом содружестве. Но общая картина была не в пользу операторов. И вот сейчас накопились противоречия, плотина прорвалась, операторы выходят на простор. Электричество часто отключают? Стоит купить газовый генератор. Они имеют малый расход топлива при существенной энергоотдаче.

Не случайно так раскрылся Урусевский. Пусть в «Неотправленном письме» он потерял чувство меры, чувство пропорции,- ничего, это увлечение хорошее, это творчество. Усиление изобразительной стороны углубит самый метод социалистического реализма в киноискусстве: кинематограф - искусство сложное. Познавательная сторона в нашем кино всегда была значительна, ибо она опиралась на мировоззрение марксизма-ленинизма, а вот эстетическую сторону надо разрабатывать.







 

Rambler's Top100

return_links(); ?>